Маркетинг “по-русски”.


ЖМИ СЮДА!

За 13 лет работы в рекламе и маркетинге, я часто сталкивался с искаженным представлением руководства компаний и моим собственным представлением о работе маркетинговой службы, обязанностях, коммуникациях, прочих деталях качественного взаимодействия.

Я уверен, что я не самый простой, открытый, доступный специалист и скорее всего я идеалист и возможно максималист… но, не смотря на это, я искренне верю, что качественная коммуникация способна «творить чудеса». Общайтесь, узнавайте интересные факты из мира «моего маркетинга», и это будет взаимно,… но как это часто бывает, у бизнеса «по-русски» свой путь. Поговорим о том, что чаще всего забывает современный работодатель…

«Это ваш бизнес», и я важная часть его.
Самый важный факт, о котором часто забывают руководители средних и мелких компаний факт того, что они стали «владельцами собственного бизнеса». «Это ваш бизнес» — «не мой». Мой бизнес — это предоставление услуг качественного маркетинга для компании, решение практических маркетинговых, рекламных задач. Так уж получилось, что вы стали собственникам компании, ресурсов и идей, перешли на новый уровень ответственности в выбранном вами рынке. Часто, это забытый факт приводит к… «как же так, разве ему не интересно развивать мой бизнес», «чтобы у меня было больше клиентов, денег». Поверьте очень интересно… но вы собственник бизнеса, а я «наемный» менеджер. Я искренне люблю свою работу и очень уважаю ваш бизнес… но он ваш. Вы — владелец. На этом факте товарно-денежных отношений (сотрудник-работодатель/компания) и строится вся наша совместная работа, которая заключается в решении каких-то ваших «задач», «проектов», «проблем».

Мало кто из владельцев понимает, что »вся соль маркетинга — вовремя осознать, что ты второй и сделаться первым».

Поэтому, первое, что я обычно делаю – это задаю вопрос о будущем компании, о том, чего именно, компания/собственник хочет добиться, к чему стремится, как видит будущее своего бизнеса? Не хотите общаться? Не готовы к диалогу? Живете одним днем? «Деньги – сейчас, а завтра посмотрим…? Не думаете о завтрашнем дне?
Отлично, я готов подождать, когда вы будете готовы, но до этого момента «прошу вас, не ждите от меня качественных стратегических маркетинговых решений». Почему? Образно говоря, «вы капитан», я — «штурман*». Вы «направляете ваш корабль», я – прокладываю правильный, выгодный и безопасный курс. Если вы не знаете, «куда идет ваша шхуна», зачем вам штурман? Если вы не чувствуете себя собственником бизнеса, не знаете чего хотите добиться, не готовы делиться с отделом маркетинга планами развития бизнеса или перекладываете ответственность на своих заместителей… стоимость нашего возможного сотрудничества увеличивается на 50%.

«Маркетинг — это круто, но что такое маркетинг?»
Не редко современный руководитель плохо себе представляет, что такое маркетинг в целом. Я часто сталкивался, с руководителями компании, которые думали, что «маркетинг — это какой-то «креативный чувак», который «что-то делает с сайтом» или «делает какой-то дизайн». Разумеется, реклама, дизайн, web-продвижение и еще огромное количество инструментов, является частью большого маркетинга,… но не стоит думать, что это весь маркетинг. На сегодняшний день существует огромное количество инструментов маркетинга, использование которых приносит доход компании. Разумеется, для вашей деятельности не все инструменты маркетинга полезны и нужны, но что делать, если за 15 лет существования вашего бизнеса, вы пользовались только двумя… рекламой в специализированном журнале и собственным сайтом компании… и пользоваться другими инструментами маркетинга, как выясняется вы совсем не готовы? Не готовы экспериментировать? Слабо себе представляете, что вам должен принести качественный маркетинг, чего вы хотели бы добиться и сколько заработать… стоимость нашего возможного сотрудничества увеличивается на 50%.

«Заслужить доверие».
Для меня доверие, или оно есть или его нет… доверие в бизнесе, очень плотно соприкасается с этикой. Если у вас с самого первого дня не сложились доверительные отношения со мной, нам стоит срочно расставаться. Мой опыт работы в крупных и средних компаниях, говорит, что «заслужить доверие», «заработать его» неблагодарная задача. «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Так уж получилось, что я работаю, чтобы решать задачи компании или собственников. Доверие для вас — это чувство защищенности. Если собственник бизнеса не чувствует себя защищенным в коммуникации с маркетингом собственной компании, о каком развитии компании можно вести речь. Я приветствую критическое мышление и здоровые сомнения, именно для этого и существует «испытательный срок», за это время вы вполне можете «проверить меня» на «доверие», но я совершенно не готов, «зарабатывать его». Если вы хотите, чтобы я «заслуживал ваше доверие», «зарабатывал доверие», «доказывал вам, что-то»… стоимость нашего возможного сотрудничества увеличивается на 100%.

«Если вы лидер, ведите себя, как лидер».
В моей практике бывали случаи, когда меня нанимал генеральный директор компании, а фактическое управление было закреплено совсем за другим человеком, который «тянул одеяло на себя». Встраивание службы маркетинга «между двух огней» плохая идея, особенно учитывая факт, что ни тот, ни другой руководитель качественно не контактирует с отделом маркетинга или лично со специалистом по маркетингу.

В моей практике были случаи, когда собственник бизнеса работал в open-space вместе с менеджерами и ежедневно занимался… закупками. Плохо это или хорошо, сложно сказать. Знайте, если вы не работаете, как управляющий собственным бизнесом, и собственные страхи, сомнения, негативный опыт не позволяют вам «делегировать управление» или совместно реализовывать проекты… качественная польза от появления в вашем бизнесе отдела маркетинга и специалиста по маркетингу будет стремиться «к нулю». Будьте уверены, вашу «самодостаточность», «страхи», «сомнения», «не готовность развиваться», «пассивность» – очень хорошо чувствуют не только сотрудники, но и рынок в целом. Если вы не чувствуете себя лидером… и не готовы «делегировать полномочия»… стоимость нашего возможного сотрудничества увеличивается на 70%.

«Я хочу, чтобы маркетинг…»
Разумеется, нанимая меня, генеральный директор может хотеть, чтобы «менеджер по маркетингу», например, «мыл полы в офисе». Увы! Я очень люблю свою работу и ценю свое время… я готов, выгодно продавать свое время,… но за деньги. Если вы хотите, чтобы я работал… дизайнером, рекламистом, копирайтером… платите деньги, как дизайнеру, рекламисту и копирайтеру одновременно. Не можете себе это позволить?
Разумеется, умение делать дизайн, создавать интересную рекламу и писать оригинальные тексты – обычные навыки любого любящего свою работу маркетолога. Что делать «специалисту по маркетингу», если он, например, в течении последних двух месяцев, работает, как дизайнер или копирайтер… и у него совсем нет времени заниматься аналитикой и развитием компании?
Разумеется, «можно и на «Запорожце» доехать из Москвы до Владивостока, но быстрей и комфортней долететь на самолете». Подумайте об этом! Вполне возможно, что вам выгодней, проще и удобней будет нанять, например, «дизайнера», для решения ваших дизайнерских задач.
Практический совет – «не пытайтесь экономить на маркетинге, практика показывает, что это дорого обходится». Если вы хотите нанять меня для решения, «не моих» задач… стоимость нашего возможного сотрудничества увеличивается на 80%.

«Сначала докажи, что ты можешь, а потом… посмотрим».
Доказать что? Кому? Компании? Лично генеральному директору? Руководитель, который произносит эти слова, чаще всего просто не понимает разницу между «компанией» и «сотрудником». Солидная компания — это качественно другой ресурс, который имеет в сравнении с сотрудником гораздо больше возможностей, и мне как, наемному сотруднику становится не совсем понятно, что именно, я должен доказать, и почему испытательного срока на это компании не хватило.

Испытательный срок для того и существует, чтобы проверить «маркетинговую службу». Очень может быть, что вы словами «сначала докажи, что ты можешь, а потом… посмотрим», хотите сэкономить на маркетинге? Знайте, вы обманываете сами себя. Часто бывает, так что «руководство компании» не знает, чего именного ждет от маркетинга, и каких целей хочет добиться на выбранном рынке… «Идти туда — не знаю куда, принести то — не знаю что», но когда ты принесешь, может быть мне понравится…
Например, вы ежемесячно даете рекламу в газету «Усть-Урюпинск», которую читает три человека и не готовы потратить «эти же деньги» на рекламу в SMM, мотивируя это, например, опытом, полученным в 90-ых. Напоминаю – это ваш бизнес! Ваш опыт. Доказывать, эффективность использования этого инструмента маркетинга я буду только один раз, и то, только в случае если вы готовы слушать. Нет? Не интересно? Не готовы обсуждать? Будьте уверены, вы будете готовы обсуждать, экспериментировать, как раз в тот момент, когда ваши продажи «рухнут», а бизнес начнет стагнировать… Когда это случиться, ведь и денег на рекламу не будет!

Согласитесь, ведь нелогично рассчитывать, что профессиональный менеджер работая “за среднерыночную з/п”, станет рисковать своим имиджем (хорошо, если он есть), чтобы через три года собственник закрыл, переименовал компанию, а менеджер по маркетингу начал все с самого начала? Наивно и нелогично. Подумайте об этом! Если вы, что-то ждете от «маркетинга компании», но не готовы дать ему возможность «доказать» собственную эффективность…. стоимость нашего возможного сотрудничества увеличивается на 100%.

«Маркетер, ты идеализируешь мир».
В моей практике были случаи когда, работодатель откровенно обманывал, сразу после заключительного интервью. Например, с рабочим местом. Вдруг спустя несколько недель твое рабочее место занимает какой-то другой сотрудник. Ты слышишь — «это временно, максимум пару недель».
Однажды, я услышал фразу от руководителя, «что маркетингу не стоит идеализировать мир»… чтобы не быть требовательным к своему работодателю? Если вы «просите меня идти на компромисс», компенсируйте это деньгами или лояльностью. Не готовы? Это очень странно, вы требуете от сотрудника «идти на компромисс», а сами полностью игнорируете слово «переговоры». Вспоминаются «Пираты Карибского моря», которые использовали «переговоры», как инструмент найти компромисс. )
Если вы не готовы не только вкладывать в собственный маркетинг, но расти с ним… стоимость нашего возможного сотрудничества увеличивается на 80%.

«За что платить, если я не ставил тебе задач?»
Очень распространенная ситуация, когда меня нанимают, но совершенно не представляют чем, должен заниматься отдел маркетинга или менеджер по маркетингу и рекламе… или представляют только несколько недель, а потом когда запал руководства иссякает или у него нет времени на маркетинг собственной компании, работа скатывается в бесконечное ожидание задач. Ситуация, когда у моего непосредственного руководителя «нет для меня задач, как для специалиста», я по умолчанию перехожу в режим «ожидания» и продолжаю заниматься какими-нибудь глобальными проектами… но максимум месяц (!!!). Почему? «Это ваш бизнес» и если вы его ведете с той скоростью, с которой вам удобно, отлично.
Идеальная для меня ситуация, когда задачи маркетингу «льются, как дары из рога изобилия», это дает чувство того, что маркетинг находится в «эпицентре жизни компании», нужности и необходимости этой работы. Если вы не хотели бы, чтобы я навсегда покинул офис вашей компании… стоимость нашего возможного сотрудничества увеличивается на 80%.

«Мало креатива».
Другая распространенная ситуация, когда собственник бизнеса ждет от маркетинга, каких-то новых «колоссальных идей» или творческих решений. Ждет месяцами… ставит другие задачи и ждет… Маркетинговая служба же, работает над другими актуальными задачами компании, например, разработкой рекламной акции или стимулированием продаж. Если вы ждете, каких-то «интересных идей», есть смысл корректно ставить задачу отделу маркетинга, например, «выдавать по одной полезной идеи в день, неделю, месяц», тогда угадывание вашей «креативности» превратиться в список полезных идей для развития вашего бизнеса.

cit_end

 

 

Помните, что собственный отдел маркетинга компании – это не только возможность сэкономить на производстве рекламной продукции, оценить работу подрядчиков, возможность оперативно и качественно управлять расходами компании, но и разработка (поиск, использование) новых инструментов маркетинга на рынке. Сможет ли менеджер маркетингу сэкономить «маркетинговый бюджет» компании? Разумеется, ведь это его работа, задача! …но работодателю не стоит думать, что деньги (инвестиции в бизнес) единственный ресурс способный вывести бизнес «на новый уровень». Мы много раз видели ситуацию, когда бизнес не спасали, ни кредиты, ни инвестиции, ни яркая реклама. Вся соль маркетинга — вовремя осознать, что ты второй и сделаться первым. Подумайте об этом!

Как только вы начали чувствовать, что ваши собственные убеждения, стереотипы, выводы, стиль ведения бизнеса (о вашем бизнесе) заводят вас в тупик, ошибочны или не приносят ожидаемого дохода (когда из пяти стереотипов рынка, вы ошибались в трех), рекомендую вам, срочно бежать на «сеанс к маркетологу».

Все написанное выше, всего лишь малая часть тех, убеждений и ситуаций с которыми я сталкивался в работе маркетолога. Я люблю свою работу, и ищу компанию, работодателя, который не только любит(!!!) свой собственный бизнес, но и вкладывает в его развитие. Я настолько сильно люблю свою работу, что хочу быть брошенным «в самое пекло» стратегических, локальных, маркетинговых задач, проектов… которые непрерывным потоком ставятся топ-менеджером компании или руководителем.

Я готов решать любые даже казалось нерешаемые задачи, предлагать оригинальные пути решения. Непрерывно двигаться вперед вместе с компанией профессионалов. Я бы хотел, чтобы эта работа по достоинству оплачивалась компанией или работодателем… и тогда будьте уверены, мы вместе добьёмся успеха. Спасибо Вам, вы замечательные. 🙂

 
P.S. Я отключил комментарии к этой статье, но вы можете отправить мне анонимное сообщение на этой странице! )