Бизнес Форум 2013.


ЖМИ СЮДА!

Два дня назад в Санкт-Петербурге закончил свою работу «Бизнес Форум 2013». Впечатления от этого мероприятия у меня странные, с одной стороны бизнесу в России – быть, но с другой стороны «бизнес в России» совсем не понимает, что ему хочется «иметь». Понятно, почему Даниил Гридин (если я не ошибаюсь***), произносит со сцены уже «привычные рефрены», о том, что «бизнес существует только ради денег». Слышать это «от ведущего специалиста СНГ в области системного b2b-маркетинга для сложных рынков», как минимум странно, особенно в теме: «Брендинг, как инструмент управления отношениями с клиентами». Странно, т.к в наш информационный век, «социальный капитал» становиться все более и более значимым инструментом для бизнеса, и что с эти делать, не представляют ни большинство SMM-маркетологов, ни специалисты по брендингу. Получается «впарить» (извините, за слэнг) – это конечная цель Российского бизнеса?

Другой пример, Татьяна Романова (директор отдела маркетинга и продаж «STEM Agency»), которая «сокрушалась», о том что:

– В регионах есть люди, которым вообще ничего не нужно. Отучиться, выйти замуж, родить ребенка и все… о развитии каких-то своих профессиональных качеств они не задумываются, и таких людей очень много в России. «Мы их боимся и не понимаем».

Впрочем, после этих слов становится понятно, почему в России такая ужасная, например, «социальная реклама», специалисты не просто не понимают тех людей, для которых «быть» важнее, чем «иметь», они их просто бояться.

В индустриальном обществе такими нормами является стремление приобретать собственность, сохранять ее и приумножать, то есть извлекать прибыль, и владеющие собственностью становятся предметом восхищения и зависти как существа высшего порядка. Однако подавляющее большинство людей не владеют никакой собственностью в полном смысле этого слова — то есть капиталом или товарами, в которые вложен капитал, и в связи с этим возникает такой озадачивающий вопрос: как же эти люди могут удовлетворять свою страсть к приобретению и сохранению собственности и как они могут справляться с этой обуревающей их страстью? Иначе говоря, как им удается чувствовать себя владельцами собственности, если они ее практически не имеют?

Естественно, напрашивается следующий ответ на этот вопрос: как бы беден ни был человек, он все-таки чем-нибудь владеет и дорожит этой малостью так же, как владелец капитала — своим богатством. И точно так же, как крупных собственников, бедняков обуревает стремление сохранить то немногое, что у них есть, и приумножить пусть даже на ничтожно малую величину (к примеру, сэкономив на чем-либо жалкие гроши).

Кроме того, наивысшее наслаждение состоит, возможно, не столько в обладании материальными вещами, сколько в обладании живыми существами.

В патриархальном обществе даже самые обездоленные представители мужского населения из беднейших классов могут быть собственниками: по отношению к жене, детям, домашним животным или скоту они могут чувствовать себя полновластными хозяевами. Для мужчины в патриархальном обществе большое число детей есть единственный путь к владению людьми без необходимости зарабатывать право на эту собственность, к тому же не требующий больших капиталовложений. Учитывая, что все бремя рождения ребенка ложится на женщину, вряд ли можно отрицать, что произведение на свет детей в патриархальном обществе является результатом грубой эксплуатации женщин. Однако у матерей в свою очередь есть свой вид собственности — малолетние дети. Итак, круг бесконечен и порочен: муж эксплуатирует жену, жена — маленьких детей, а мальчики, став юношами, вскоре присоединяются к старшим и тоже начинают эксплуатировать женщин, и так далее.

Отрывок из книги Эриха Фромма «Иметь» или «быть».

 

Ответ на «выпад» Татьяны, дал Эрих Фроммеще в 1976 году. На сегодняшний день, я не вижу ничего плохого в том, чтобы отказаться от возможности «иметь», тем более учитывая то, что по мнению Фромма, цель этих двух моделей («иметь» или «быть»), на самом деле одна. Я думаю, что для многих маркетологов, это будет казаться абсурдом, ведь это противоречит всей системе «современных товарно-денежных отношений»… но это только на первый взгляд, и в краткосрочной перспективе. Сегодня современный потребитель держит оборону перед огромным количеством порой навязчивых брендов, торговых марок, предметов и услуг.

Существует огромный рынок «выбора», в котором маркетологи и специалисты всех мастей, пока еще отказываются рекламировать кнопку «выключения выбора», или просто не понимают, всю важность потребителя который «не покупает прямо сейчас», а просто существует. 😉

P.S.

Когда-то я прочитал интересный фантастический рассказ, в котором «чиновник» носил на себе заряд тротила или взрывчатки, и если кому-то (в этом государстве) не очень нравилось, как тот управляет, или ведет политику — любой мог нажать кнопку которая, избавит планету от этого чиновника.